Как мы в Тыву не съездили (часть 4)
11 марта 2015, 01:44 | Анархотуризм, Мы, Путешествия Автор: leshak
Утром о вчерашнем буране напоминали только белеющие вершины и ещё не везде пересохшие ручейки. Въезжаем в Курайскую степь. Желтая выгоревшая равнина упирающаяся в зелено-синие высокогорные леса переходящие в снежные вершины Северо-Чуйского хребта – если это о чем-то говорит.
Всё обыденно: степные, горные, лесные дороги, броды, болота, озера, реки, разрушенные и полуживые мосты, блуждание, ориентирование, остановки на посмотреть, сфотографировать, потрогать – короче скукотища… но какая!!! Мысль и даже попытку поехать в альплагерь "Актру" постепенно замяли. Что там делать у ледника с такой одежонкой и психофизической подготовкой?
А вот, не знаю как назвать, домик на речке среди леса в горах, живут люди, дети, собаки, коровы, лошади. Баньку топят туристам, могут и покормить и переночевать пустить за вполне умеренное вознаграждение. Кто-то банькой заинтересовался, кого-то больше прельщают водные процедуры в горных реках и озерах.
Шашлычок среди гор с видом на ледник. Кому-то нравиться мангал запалить, да шампуры сидеть крутить, а кто уж к готовому приходит. Демократия короче… (Да, пытались при написании отчета вспомнить откуда взялось мясо. В Тыву не должны были закупать – там другие планы были, после этого в магазины вроде не заезжали… Загадка!)
Сидим, созерцаем, любуемся. Парнишка на лошади по тропе едет, сзади ещё пара под седлами. Не помню, зачем остановился. Разговор завязался. Едет третий день из (местное какое-то название) в лагерь "Актру" заказали – туристов на конные экскурсии водит, зарабатывать как-то надо. Сегодня добраться хочет, а нет, так заночует где-нибудь в степи. На вопросы как вот так одному сутками по горам. Коротко и лаконично: "Живу я здесь". И поехал дальше в сумеречный лес…
Утром отправляемся в направлении Чуйского Тракта. Немного проехали, навстречу парнишка с лошадями. Остановились, спрашиваем что случилось. До "Актру" он добрался к ночи, группа передумала и ушла на другую прогулку, он даже ночевать не остался, пошел ночью обратно. "Обидно!"- говорит, "Неделю потратил (ему три дня назад возвращаться), денег не заработал"…
Порешили обратно по старому пути не ехать, а поискать ещё на … приключений. Благо погода держится, да и живописностей тут всяких много.
Опять карты-компасы, дорожки-направления, где вброд, где на грани уклона или подъема предельного, где меж скалами впритирочку, где по спуску невозвратному (это когда подняться по нему обратно уже не получится), раздвигая кусты и ломая ветки…
Я руль кручу, штурман о камнях и деревьях предупреждает, периодически останавливаемся в карты поиграть. Публика в салоне то просто сидит-боится, то по команде с борта на борт пересаживается, местами и пешочком прогуливаются, дабы машинку разгрузить или где вовсе страшно, а между делом социально-бытовые беседы ведут под хруст семечек.
Помнится, тема дня была выход Камасутры на удмуртском языке. На остановках на фотосессии в дивных местах для разминки позы репетировали. Так день весело и с пользой и провели.
Ближе к выезду из степи Курайской на встречу попалась машина МЧСников. Остановили, спросили, не мы ли пострадавшего везем, раз не мы, то не видели ли по дороге машину - к ним выехала с "Актру". Разбился там кто-то. Мрачновато на душе как-то стало, да и в горах тоже…
И снова Чуйский. А все ж приятно иногда по асфальту прокатиться. Добрались до Акташа и держим путь на Телецкое озеро. Снова горные дороги, горные реки, горные озера, горные пейзажи, горный воздух… Где-то у речки на ночь встали, ребята удочку забросили да и забыли. Пока ужин-костерок, вспомнили, а там рыба случайная первая за поездку и единственная за этот вечер…
Утром снова в путь. И опять обычная алтайская дорога со всеми обычными алтайскими вытекающими. Участок Балыктуюль – Кату-Ярык я прозвал "американскими горками". Ощущения практически такие же, да и траектория тоже.
Перевал Кату-Ярык и долина реки Чулышман. Это просто надо видеть! Что виды сверху, что дорожный серпантин, что сама долина – масса впечатлений и эмоций.
Наверху, пока утоляли жажду запечатлеть и запечатлеться на фоне, разговорились с семейной парой бывалых автотуристов. Вернее говорили больше они, расписывая прелести Алтая, а точнее его туристически раскрученных объектов. Интересно так послушать, как путеводитель читаешь. Выяснилось, что добрую половину этих мест я не видел (или игнорировал). "О! Да вы Алтая-то не видели!"- прозвучало как то так отечески снисходительно. "А где бывали?" Пытаюсь вспоминать некоторые названия (с памятью на имена собственные у меня вообще проблема, а тут ещё их выговорить надо). На что звучит вопрос достойный знатоков: "А это где?"
Ребяты мои нагулялись, едем дальше. Спуск с перевала вызывает определенную порцию различных эмоций. По Чулышману красивостей тоже хватает – всех не перечислить. Едем, останавливаемся, глазеем, трогаем, нюхаем, фотоаппаратами щелкаем… .
Заинтересовали "Каменные грибы" – объект-то каталожный. На базе нашли перевозчика возящего на моторке на другой берег. Не все захотели ехать, здесь тоже есть где погулять
Дождались экскурсантов, едем дальше. Каньоны, пороги, водопады, сплавщики, горы… Впереди черное небо очередного "ужаса". Ушло куда-то меж горами, краешком дождика слегка захватило, зато пыли меньше стало.
Очередная фотосессионная остановка. По дороге идет парочка, на вид лет под 60, упакованные по серьезному, рюкзаки немалые. Приветствую. "Откуда – куда?" – "Телеско. Франциа. Гоо!" Ручками друг-другу помахали, доброй дороги знаками пожелали. Прикинул – километров 50 до Телецкого, а до Франции…
День на исходе. Предлагаю где-нибудь в интересном местечке пристроиться. Пытаюсь объяснить, что берег Телецкого с юга не лучшее место для лагеря, и после дождя грязновато местами. Да и по понятиям большинства группы "что такое хорошо…" восторга не вызовет. За коллектив ответила одна дама: "Меня на работе не поймут, что побывав на Алтае, я не была на Телецком". Решено.
Добрались. Озеро, конечно, грандиозно! Бесконечное в длину и зажатое по бокам затянутыми туманом горами. Песчаный берег с принесенными водой бревнами и сучьями – нормальный такой таежно-озерный пейзаж.
Правильнее было бы назвать это косой, потому как эта песчаная полоса с другой стороны обрамлена где болотиной поросшей осокой, где открытой застойной водой. И это тоже вписывается в общую картину. А вот то, что вся эта коса обильно покрыта следами цивилизации в виде бутылок, банок, пластика, пакетов, костровищ… Вроде неплохое местечко для лагеря присмотрели: деревца, кустики, даже не голый песок, а травка кой-какая присутствует. При ближайшем рассмотрении оказалось откровенным туалетом. Дальше по берегу просматривается живописная зеленая зона, только расположившиеся там несколько компаний автотуристов палящих пионерские костры, орущих и визжащих на все голоса, заглушая сотрясающий горы вой аудиоаппаратуры (причем репертуар у всех свой), как-то нас не прельстила. (Позже в кулуарах высказывали недовольство типа: "Что он нам не сказал, что там нечего делать!")
Порешили все ж вернуться немного назад и обследовать район базы, недавно, кстати, открытой. Правда это уже не озеро, а устье реки, но виды прекрасные и поспокойнее там. Народ, соскучившийся по цивилизации, предпочел ночевку в домиках.
Мы с Татьяной расположились рядом с базой на галечной отмели, фактически это дно маловодной в это время реки. За ужином, который, как и его приготовление, был "у нас", попутчики нас обвинили в аскетизме, после чего, погуляв перед сном и полюбовавшись видами в окрестностях "нашего" лагеря, взяв спальники, потому как постель влажная и одеяла тонкие, отправились спать "к себе" в цивилизацию. Висевшие вечером на горах тучи ночью вылились небольшим дождиком. Наутро делились впечатлениями, что пришлось передвигать кровати потому, что от окна дует и с потолка каплет…
Виды потрясающие!
Полный восторг!
Практический вопрос: какая получается крейсерская скорость и сколько выходит суточный пробег?
По трассе 90-100. Суточный не в напряг с обедом 700-800. Когда "очень надо" 1000-1100.
В экскурсионном и бездорожном режиме - как получится...
Тогда не поделитесь секретом, как готовили буханку? Мне на легковушке на дальняк 100 крейсерская получается только если половину времени иду 130-140, и таки да, 800 в сутки как разумный предел. А вот на транспортере, у которого максималка 100, все гораздо печальнее, если не "тапка в пол" то крейсерская около 70 - и 500 до Гадельши на нем это ну ОЧЕНЬ далеко... а про 800 в сутки и думать страшно. А то хочется на Кавказ съездить именно на внедорожнике, но неделя в одну сторону малость напрягает.
Средняя скорость получается 60-70 . Умножаем на 12 часов... На большие перегоны военные мосты, блокировки и большие колеса - зло. Уж лучше в самое дерьмо не лазить, чем по трассе тратить время и деньги. Постоянно "тапка в пол" на УАЗе - это не есть хорошо.
Из нестандарта раздатка, лифт небольшой, усиленые рессоры, ограничение хода мостов, перетрассировка системы питания. радиатор, вывод вентиляции трансмиссии и усилителя, дисковые тормоза - но это все под горы.
Ликбез скип - хотелось без излишеств заумности. "Средняя" тоже неправильно, тогда уж "маршрутная" (trip) скорость.
"средняя 60-70" - вот и я о том же, 12 часов переть под 800 в сутки надо, а спина и прочий организм бастовать на штатных совковых сидушках начинает намного раньше. У меня получается максимум 9 часов за баранкой, и (почти) только от скорости зависит суточный пробег - на море за 2 суток доезжали на легковушке (сидушки рекаро), но это не показатель...
А ехать сколько-либо на максималке (независимо от) - таки да, деньги в выхлопную трубу...
Простите, подредактировал...