Автоэкспедиция на плато Путорана
30 августа 2012, 14:25 | Путешествия Автор: Multik
На днях завершилась уникальная экспедиция - три автомобиля добрались до плато Путорана и вернулись обратно.
Плато крайне труднодоступно. К югу от Таймырского полуострова оно неожиданно возвышается над тундрой. Ближайший город - Норильск - удален на 300 километров. Но это не те же 300 километров, как в европейской части! Двигаться придется по подтаявшей и превратившейся в болота вечной мерзлоте, через каменистые бурные реки с сильным течением, через курумники из огромных камней. Нелегко туда добраться, и еще сложнее поддерживать там связь с миром - только через спутниковый телефон.
Подробнее про плато Путорана
Плато Путорана - горный массив, расположенный за Полярным кругом, на полуострове Таймыр у берегов Северного ледовитого океана, площадью около 200 000 кв.км. Плато Путорана вулканического происхождения и являтся одним из самых древних в мире, и чтобы сохранить и изучить уникальную экосистему плато в 1988 году был создан Путоранский заповедник, один из самых крупных заповедников России, включенный ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия с 2003 года.
На очередной сессии комитета ЮНЕСКО, которая прошла в Бразилии, объявлено, что плато Путорана в Сибири стало десятым российским объектом, включенным в список Всемирного наследия этой международной организации.
Эта уникальная природная территория, расположенная на северо-западе средней части Сибирского региона, образовалась в результате извержения древних вулканов. Там расположены глубокие ущелья с крутыми склонами, 25 тысяч водопадов и озер глубиной до 400 метров. По объему водных масс плато Путорана лидирует в российской субарктике. В этом регионе живут редкие виды животных и птиц, в том числе малоизученные снежные бараны, а также орланы-белохвосты и кречеты.
В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены также леса республики Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки, Куршская коса, Сихотэ-Алинь и Алтай, остров Врангеля и другие объекты на территории нашей страны.
Из-за своих колоссальных размеров и труднодоступности, отсутствия дорог и жилья плато Путорана до сих пор остается малоизученным, это одно из самых диких природных уголков. Впервые эти места заметили только в конце 19 века, а подробные карты появились лишь 30-40 лет назад. Но и сейчас там жизнь совсем не похожа на ту, что нам привычна.
Плато Путорана - самая возвышенная часть Среднесибирского плоскогорья, здесь находится самая высокая его точка - гора Камень, высотой 1701 метр над уровнм моря. Плато представляет собой плоские столовые горы, которые изрезаны тектоническими разломами, заложенные глубокими речными долинами с крутыми склонами и многочистенными уступами. На территории плато находится большое количество живописных водопадов, среди них Тальниковский, высота падения которого около шестисот метров. В зимнее время, а оно продолжается на Путорана восемь месяцев, водопады замерзают и превращаются в белоснежные многометровые сосульки. Путараны - долина не только многочисленных водопадов, но и озер. Окраины долин плато заняты озерами (более 25 тысяч). Озера Лама, Кутарамакан, Хантайское, Кета, Накомякен - длинные и узкие водоемы, поскольку заполняют трещины, расколовшие плато. По этой же причине они и очень глубокие, до трехсот-четырехсот метров. А Хантайское озеро (ставшее, правда, теперь водохранилищем после постройки ГЭС на реке Хантайке) имеет глубину четыреста двадцать метров и входит вместе с Байкалом и Телецким озером в тройку самых глубоких озер России.
Этот суровый край каньонов, озер, рек и водопадов притягивает путешественников своей дикой, первозданной природой. Его покоряли пешие туристы и водники, которые добирались до места по воздуху, а вот четырехколесной техники в тех местах не было. Именно туда, 16 июля 2012 года отправилась экспедиция на четырех подготовленных машинах из Новосибирска, чтоб дойти до края заповедника.
Вашему вниманию статья из "Енисейской правды". Журналист Оксана Власова встречалась с командой из Новосибирска в момент ее прибытия в Енисейск.
ЗА ТУМАНОМ И С ЗАПАХОМ ТАЙГИ
Интересно, найдется ли среди нас хоть один человек, не мечтавший в детстве слетать на Луну, побывать на Северном полюсе или на необитаемом острове? Может, кто-то даже совершал попытку таких путешествий, тайком от родителей собирая рюкзак и доходя до соседней улицы. Об этом теперь и не вспомнить без улыбки, как и о многих других детских проделках. Взрослея и обрастая делами и заботами, набираясь мудрости и жизненного опыта, поддаваясь всепоглощающей суете, мы порой совсем перестаем мечтать. К счастью, не все. Есть люди, которые сохранили страсть к путешествиям, дороге, к освоению чего-то нового, неизведанного – одним словом, романтики, для которых чем трудней путь к победе, тем она ценнее.
Плато Путорана можно с уверенностью назвать одним из самых неизведанных и диких мест на земле. Самое северное и одно из самых древних на планете, оно почти целиком находится за пределами Полярного круга. Базальтовые каньоны и скальные массивы, порожистые реки с множеством водопадов и снежные горные вершины, неповторимые пейзажи и первозданная красота - все это, конечно, не может не будоражить мечты отчаянных путешественников. Именно туда и отправилась экспедиция «Сибирский марафон. Плато Путорана-2012» Новосибирского клуба экстремальных автопутешествий «Off Road Master». 16 июля в центре Новосибирска состоялся старт этой экспедиции. А 18 июля многие енисейцы могли наблюдать сначала стоянку, а затем и движение по городу четырех внедорожных автомобилей, украшенных флагами и рекламными логотипами, нагруженных рюкзаками, палатками. Водители приветствовали друг друга гудками, оборачивались прохожие, а любопытные мальчишки махали вслед, мечтая прокатиться на такой машине. Нам удалось встретиться с вице-президентом клуба и руководителем экспедиции Олегом Булгаковым, чтобы узнать как можно больше из первых уст.
- Олег, расскажите, пожалуйста, о вашем клубе и о маршруте, выбранном для вашей экспедиции.
- Наш клуб существует с 1998 года. Мы не коммерческая организация, наоборот, вкладываем свои средства в любимое дело. Ежегодно мы организовываем автомобильные экспедиции по местам труднодоступным, представляющим культурно-исторический интерес с точки зрения освоения Сибири, Востока и так далее.
Новосибирский клуб экстремальных путешественников – один из самых сильных в России по реализации таких проектов. В копилке нашего клуба уже есть троффи-экспедиции по Обь-Енисейскому каналу, где впервые нами на машинах были пройдены места освоения Сибири. Были мы и на Ангаре, в зоне затопления Богучанской ГЭС, в Монголии, Саянах, Магадане. В 2010 году мы проводили сплав по реке Колыма, который проходил в рамках проекта «От Тихого до Ледовитого океана». Приобретенный опыт от этого сплава очень помог в организации и планировании нынешней, четырнадцатой, экспедиции. В этом году мы поставили себе задачу – достичь плато Путорана. В течение двух лет собирали информацию об этой местности, подбирали различные карты, искали людей, которые там были и могли бы что-то подсказать. А последние полгода мы уже активно готовили всю нашу технику, перестраивая ее для такого путешествия. За две недели до старта провели испытание на Обском водохранилище.
Плато находится на территории полуострова Таймыр, в районе городов Норильск и Дудинка. Известно, что добраться на автомобильной технике туда просто невозможно, поэтому для того чтобы достичь своей цели, мы выбрали такой способ: от Новосибирска до Енисейска мы добираемся на автомобилях, а уже здесь планируем встать на воду. Наши машины - специально оборудованные автомобили-амфибии. К ним, по типу катамарана, крепятся по два надувных баллона, водоизмещением в 4 кубометра каждый. На воде движение становится возможным благодаря лодочному мотору, который крепится сзади. Таким образом, мы планируем сплавиться по Енисею 1,5 тысячи километров за Полярный круг и достичь Дудинки. Здесь начинается второй этап нашего путешествия: мы переедем в Норильск, откуда, используя водную систему плато Путорана, проберемся вглубь этого горного массива и уже там постараемся совершить первое автомобильное прохождение.
- Сколько всего человек участвуют в этой экспедиции? Как подбиралась ваша команда?
- Всего путешествуют 20 человек на 4 автомобилях и одном плоту сопровождения. Костяк команды составили, конечно, новосибирцы. Есть участники из Красноярска, Норильска, Омска, Барнаула – фактически это сборная команда Сибири. Все мы занимаемся автомобильным туризмом. В нашей команде есть спортсмены-разрядники, кандидаты в мастера спорта, чемпионы России, многократные призеры чемпионатов Сибири по спортивному туризму - в общем, люди опытные, среди которых механик автосервиса, частные предприниматели, офисные работники и работники ВУЗов. В течение года зарабатываем на отпуск, который проводим таким вот экстремальным способом; для нас это и интересно, и полезно. Поскольку мы много путешествуем, то и знакомств, переросших в дружбу, у нас достаточно много. Этим и объясняется широкая география участников экспедиции. Не имеет значения, где ты работаешь, какой имеешь социальный статус. Просто подобрались люди, увлеченные одной идеей, страстью к путешествиям по тем местам, которые интересны своей историей, где можно узнать и почерпнуть для себя много нового. К примеру, Енисейск и населенные пункты, расположенные ниже по течению Енисея, имеют богатое историческое прошлое. Здесь много памятных мест, о которых, например, в соседних городах, к сожалению, ничего не знают. Мы хотим собрать материал о родной Сибири и в своих отчетах представить его широкому кругу людей всевозможными способами: через СМИ, наш Интернет-сайт: http://www.offroadmaster.ru. По этому же электронному адресу можно следить за нашим передвижением в режиме реального времени, так как машины оборудованы спутниковыми маячками.
- Чем еще, кроме обычного туристического набора, вам пришлось запастись для совершения этой экспедиции?
- Поскольку наш поход полностью автономный и мы рассчитываем только на свои силы, то здесь, в Енисейске, мы запасаемся топливом, а это порядка трех тонн. Мы имеем запас продуктов на всю команду, все необходимое для ремонта автомобилей: сварочный аппарат, болгарку, дрель - в общем, все инструменты, которые могут понадобиться для самостоятельного ремонта. Кроме того, поскольку среди нас нет пока доктора, мы очень много внимания уделяем технике безопасности. Вся команда экипирована для сплава спасательными жилетами, спасибо нашим друзьям спонсорам.
- Как встречают вас люди в тех населенных пунктах, через которые проложен ваш маршрут?
- Пожалуй, самым дружелюбным по дороге сюда для нас пока оказался Красноярск: там у нас очень много друзей-единомышленников. Вообще, по всему пути многие автомобилисты приветствуют нас гудками, особенно по мере нашего продвижения вглубь края. Люди, живущие далеко от крупных городов, более открытые, они хорошо понимают, о чем идет речь, поскольку сами живут на Енисее, хорошо знают, что такое идти вниз по течению. Они готовы оказать возможную помощь, причем иногда об этом даже не нужно просить. В больших городах такую открытость и дружелюбность встретишь редко.
- Каким путем вы планируете добираться обратно?
- После совершения нами кольца по плато Путорана мы планируем вернуться в Дудинку. Мы отправим наши машины вверх по Енисею на баржах, а сами вернемся самолетом, поскольку все мы ограничены во времени. Экспедиция продлится более шести недель.
Наше недолгое общение подошло к концу. Начальный интерес к этим отчаянным ребятам сменился жгучим желанием если и не совершить экстремальное путешествие, то уж точно, закинув рюкзак за плечи, выбраться из уютного дома на природу. Вырваться туда, где можно посидеть у костра и вспомнить о том, что есть еще что-то, кроме забот и хлопот; где мокрый от утренней росы, ты обжигаешься горячим травяным чаем с дымком и где, глядя на огромный мир, ощущаешь себя пусть крохотной, но все же его частью. Наверно, лучшего отдыха для души и не найти.
P.S. За время подготовки материала к печати участниками экспедиции пройдено уже более 400 км вниз по Енисею. Остались позади и Осиновские пороги.
Оксана ВЛАСОВА.
Экспедиция проплыла 1700 километров по Енисею, достигли Дудинки, чтоб дальше из Норильска отправиться в глубь горного массива.
Последние 250 км от Игарки до Дудинки стоили всей дороги. Досталось по полной программе. Шторм на Енисее до 4 баллов.
Из 30 креплений всех амфибий подваривали только одно - на Авосе.
Во время шторма был поврежден банан у Луизы. Алексей Федюнин мужественно закрывал своим телом порез, пока амфибия не причалила к берегу.
Из-за отсутствия связи с диспетчерской службой порта Дудинка мы влетели в акваторию порта под красный сигнал светофора. Все закончилось благополучно - встречная баржа прошла мимо в трех метрах.
Норильчане встретили радушно. Провели экскурсию, в том числе в плавильный цех одного из старейших заводов Норильского комбината - Никелевого. Бесплатно пообедали в заводской столовой.
4 августа. На стартовую площадку на реке Норилка прибыло пополнение. Идет активная подготовка к завтрашнему старту. Приедет телевидение.
Все здоровы, настроение боевое.
Видео из города Норильск.
Дальнейший путь экспедиции был по зимнику. И это летом! - раскисшая тундра, а внизу слой вечной мерзлоты...
По зимнику пришлось идти, так как не смогли преодолеть водную стихию:
Слишком сильное течение и сложные пороги. Пробовали даже снимать колеса с машин - бесполезно, катер не мог подняться с нашими судами по реке.
15 августа
Реку Талую три амфибии обошли зимником. Реку глубокую преодолевали разничными способами - по воде, на лебедках, по прибрежной полосе, а в основном на плечах бурлаков. Постоянно идут дожди. Дневная температура около 10 градусов. Наконец-то любуемся Плато Путорана. Река Муксун в мели....%%%.... ично проходим колесами. Бурлаки по прежнему актуальны. Осталось пройти самый сложный участок реки. На всех реках сильное встречное течение до 10 км/ч. На озерах штормит. Дальнейшие планы по маршруту не предсказуемы.
18 августа
Преодолев сложный участок в суровых условиях крайнего севера, экспедиция выполнила основную задачу - впервые автомобили дошли до границ Путоранского заповедника.
Цель достигнута! Пора в обратный путь, и 20 августа они отправились обратно. 25 августа уже были в Норильске.
Свежие комментарии
Очень красиво!
Много подобных фонарей, видел в китайском магазине Алиэкспресс. Я там часто покупаю… »
Это бесполезно :( Если мне доводится проезжать мимо, то набираю по 6-10 картофельных мешков… »
clopman16:
Да, я понимаю. Они и тушенку выбрасывают, не открыв даже.. и газовые баллоны почти полные.… »
clopman16:К слову говоря -в одиночку спускаться через эту расщелину с лодкой и тактическим рюкзачком… »
Night_Ghost:
про расщелину ту я высказался еще тогда когда мы вместе в ту сторону шли. В дождь с грузом… »
clopman16:
кстати от блюдца влево на сумган (теперь правда не блюдца а куска профнастила) - дорога… »
Night_Ghost:
В начале прошлого года еще читалась, хотя и плохо, но идти по ней проблем не было. Похоже… »
clopman16:
над каким бревном?
Night_Ghost:
над одним из бревен через Атышку мы протянули канат для удобства перехода. Но судя по… »
clopman16:
веревок точно не видел, мест для пересечения Атышки было три. Сразу после спуска - лежало… »
Night_Ghost:
мы шли с другой стороны - от Атыша, веревку вешали на втором дереве, ну да, где-то 20см… »
Прям-таки "свидетельства выживших", блин. О том как в +10 и дождь от переохлаждения погибла… »
clopman16:
Не слышал. Можно подробнее? Разумеется после такой вылазки были внесены изменения в… »
Night_Ghost:
Когда писАл графоманию про Перевал Дятлова, перерыл пол-интернета на тему ЧП в походах, и… »
clopman16:
я чтото помню лет 5-7 назад группа школьников при переходе на Атыш от 71км, вляпалась в… »
Night_Ghost:
Любой выход из города с легкостью превращается в треш и кошмар, стОит чему-то пойти не так.… »
clopman16:
Классен Вадим.
на Зубчатках..
Night_Ghost:
Земля пухом...
Но я не о персоналиях, а о том что в противостоянии "один человек против… »
Как непосредственный участник вышеописанных безобразий, внесу свои 5 копеек.
1. Фонарь был… »
clopman16:
Хм, а у меня четко отложились воспоминания -что дорогу приходилось "запоминать". Наверное… »
clopman16:Мне в прошлом году пришлось двигаться по Лемезе (подходили к Атышу) тоже в около-ночное… »
Night_Ghost:
Тут от тумана зависит. Если можно поднять фонарь так чтобы он вышел из дымки, либо опустить… »
clopman16:
смотрю что китайские монокли, ночного видения неприлично дешевы, интересно как они в таких… »
Night_Ghost:
Тут только пробовать. Разница температуры воды и воздуха может дать засветку.
Я кажется… »
clopman16:
В 2015 у меня был момент когда с наступлением темноты, последние 5 км навигации по Большому… »
Night_Ghost:
Это очень рисковано. Река живет своей жизнью, немного меняя русло каждый год во время… »
clopman16:
кстати а что тогда все таки утонуло?)
Night_Ghost:
Не понял вопроса. Мой навигатор, например, ну и я по плечи почти при причаливании. Что… »