Выехали в сторону Сухой Ати утром. Утро встретило нас проливным дождем. Причем впоследствии оказалось что этот день (12 июня) как раз и был самым дождливым ....
Трасса М5 все та же - ничего нового.
На повороте к Сухой Ате включил видеорегистратор. До качества кинокамеры, конечно, далеко. Но, зато снимается все подряд и не надо ни о чем думать. Цель в данном случае - записать дорогу такой какая она есть, чтобы у желающих проехать было представление о том, что их ждет. Хотя, на мой взгляд, для автомобильного регистратора качество не самое плохое.
Итак, дорога до Виляя никаких сложностей не представляет вообще. Грунтовка обильно посыпанная крупной щебенкой и утоптанная многолетними поколениями лесовозов.
Практически на полпути между перевалом и Виляем есть удобная полянка под скальной стеной на которой можно устроить небольшой привал, если идешь пешком.
А еще чуть ниже под дорогой через трубу хлещет карстовый ручей. Напор воды там не ослабевал в самые жаркие года. А несколько раз, видимо в периоды интенсивного размывания пород, вода в нем приобретала иссине-бирюзовый оттенок из за значительного содержания кальцита. Несколько раз пытался ходить вдоль ручья. Он разветвляется на несколько истоков, но все скрываются в дерне. Открытых выходов не обнаружено.
Далее, после перевала, дорога прямо ведет к поселку Виляй, а нам надо налево.
После Виляя и до перевала в сторону Сухого лога засадных мест фактически всего три.
1 - это объезд по каменистому руслу давно разрушенного и неэксплуатируемого моста. (Снимок на видео сделан на самом деле в 2008 году. Но уже тогда ехать по мосту было весьма проблематично). В принципе, объезд спокойный, если не ломится сломя голову и не раскачивать машину по вертикали. Осторожно, на "мягких лапах" проехать можно легко.
2 и 3 - это "мосты" через стекающие с левого восточного склона ручьи. На одном из них нам практически сразу после разрушенного моста пришлось тормознуться, поскольку на месте "моста" зияла приличная яма. И, пока я прикидывал пройдет ли мой Jomny по ее краю, сзади подъехал УАЗ-буханка из Аши с туристами из Набережных Челнов, они вытащили бензопилу и за 10 минут закидали яму. На обратной дороге мы проскочили ее практически не заметив.
Дальше в сторону пещеры мы поехали уже вместе.
Чуть ниже разрушенного моста влево уходит дорога, которая идет вдоль ручья и через 100 метров приводит к еще одной живописной поляне у подножья скального выхода с постоянно обитающими на вершине скалы пернатыми хищниками. В этих краях встречается довольно много зайцев и вообще от Виляя начинаются охотничьи угодья, так что бродить с оружием надо аккуратно.
С перевала в Сухой лог на запад уходит дорога в Атышское урочище - поляну, заполненную картовыми воронками, по которой протекает местный Икиньский Атыш, исчезает в одной из воронок, чтобы через полкилометра ниже вынурнуть из под земли и слиться с Икинем. Объемы карста в этом урочище просто ошеломляющие. Не считая внешнего признака в виде громадных воронок, могу сказать, что я бродил там засушливым летом, когда Ямашта, к примеру, была просто каменной тропой, а в Атышском урочище трава и мелкий кустарник стояли не просто по пояс, но в человеческий рост ! По поляне протекал чахлый ручеек, воды не было ВООБЩЕ, а природа вокруг, за счет скопившихся под землей карстовых вод жила спокойной, насыщенной и полнокровной жизнью.
(Еще в 1999 году Самарские спелеологи рассказывали, что они ездят сюда на Икинь каждую весну, чтобы копать местные ручьи.)
Внизу вода из урочища выбивается в сторону Икиня двумя грифонами и продолжением Атышского ручья. Один из грифонов не хуже чем на 61 км после Равтау - можно покопать.
Далее, спуск по Сухому логу в сторону Икиня. Засадных мест по сути 3 и все они видны на видео. Два места связаны с переездом через ручьи, а третье с дорогой зажатой между двумя небольшими болотцами.
Примерно посередине Сухого лога влево и назад уходит тропа в сторону пещеры Комсомольская - самой глубокой пещеры Челябинской области. Пещера в общем то спортивная и в обычное время в нее затекает ручей в результате чего лог собственно и оказывается "Сухим". Так что соваться туда из чистого любопытства - не стоит.
Перед самым выездом к Икиню есть ответвление дороги влево. Оно нам в данном случае не нужно. Но, в принципе, уйдя по нему, можно выйти в очень красивое урочище "Икиньские печи" и далее в сторону горы Бахмур.
Итак река Икинь. Не знаю кто и что думает об этой дороге, но местных жителей, которые доезжают до Икиня на обчных Жигулях я видел собственными глазами. Далее в броды они конечно не суются. (Фотографии сделаны засушливым летом - не обольщайтесь )
По Икиню до пещ. 22-х 4 брода. Самые серьезные - второй и четвертый. На данный момент глубина была по верху 16 дюймового колеса. После сезона дождей легко может быть 1 метр, возможно больше. Вообще, у Икиня все те же самые проблемы, что и у прочих рек этого района. Подземные ручьи, питающие реки адавлены лесовозными дорогами, поэтому реки питаются либо паводковыми водами, либо дождем. Уровень реки легко может подскочить от 30-40 см. до 1-1,5 метров, делая ее совершенно непроходимой. Поэтому, отправляясь на маршрут не забудьте поинтересоваться прогнозом погоды ....
Выходов в Икиня практически нет. Есть единственный приемлимый выход - это дорога, уходящая на север от места б.п. Икинь в сторону Усть-Курышки. Но до этой поляны еще надо добраться. Кстати, в хорошую дождливую погоду уровень стока реки Ямашта практически не уступает по мощности Икиню. У нас даже возник вопрос: "Кто, собственно, в кого втекает ?". Но это только в сильный дождь.
Окрестные леса богаты малиной и медведями. Лично с медведями встречаться не пришлось, и как то не жалею, но медвежьи лежки встречаются, а в лесу, сплошь заросшим низким плотно переплетенным кустарником, периодически встречаются неноготворные "проспекты". Как то достаточно давно мы пытались найти обозначенную на всех топографических картах пещеру, которая оказалась на проверку обычным небольшим гротом, и пересеклись с местными, приехавшими за малиной. Стояли мы с ними у остатков разрушенного моста (сейчас следов уже практически не осталось) и они сидя около костра полночи рассуждали: "Придет сегодня медведь к костру или не придет ?". "Да придет, наверное, он же любопытный", - говорили они и готовились в случае чего опугивать медведя звуком своего мотоцикла. А утром, когда мы продолжили поиски пещеры, они вытащили из коляски мотоцикла корзины и пошли за млаиной. Никогда этого не забуду, потому что больше такого я в своей жизни не видел.
Уходят мужики с корзинами в лес, возвращаются через полчаса с ПОЛНЫМИ, говорят: "Ох, что-то не уродилась малина в этом году", - и снова уходят ....
Малины и грибов в этих лесах действительно много. Правда все на горах, у дороги искать бесполезно.
О том, что медведи в этих краях обычное явление, говорит также и название одного из карстовых озер рядом с деревней В.Лемезы - АюКуль, то есть "Медвежье озеро". Когда то, по видимому оно пользовалось большой популярностью, поскольку к нему от деревни уходила дорога. Только к нему и никуда далее.
После четырех бродов вы оказываетесь у подножия скального выхода, в котором, собственно и расположена пещера 22-х.
Местные утверждают, что пещерных входов в этой горе не меньше 5-ти. Честно говоря, представляя себе масштабы местного карста - верю. Но, пока не нашел. Прочесал практически весь скальный выход вдоль Икиня в районе впадения Ямашты, видимо надо уходить выше. В общем то пещера 22-х представляет собой один большой Зал. Но, условно можно поделить ее на несколько Залов с характерным микроклиматом. Что интересно, в дальнем зале существенно холоднее чем в основной части пещеры, что может свидетельствовать о близости подземных вод. Есть смысл покапаться в глине ....
Ребята из Н.Челнов делали фотографии на Длинной выдержке с фоновой подсветкой свечами. Вроде бы получилось очень даже неплохо. Так что в скором времени фотографии могут появится в Интернете. Но я предпочитаю фотографии естественные. Всегда немного грустно, когда приходишь по следам художественных фотографий в пещеру и не видишь там ЭТОГО. (ИМХО) карст прекрасен сам по себе.
У местных жителей есть еще одна легенда. Мне ее рассказали, жители Сухой Ати, когда я гулял в сторону Бахмура. Они утверждают, что в районе б.п. Икинь, там где впадает река Угайдинка, в скальном выходе есть пещера с тремя залами. В дальнем зале из под земли бьет горячий источник, так что к нему прносили в авоське и варили яйца. Перед пещерой из камней выложен Орел, поэтому пещеру называют "Пещерой Орла". Такая вот легенда. Официальных сообщений об этой пещере в литературе я не нашел и в горячий источник верится слабо, но легенда - красивая !
В любом случае, Икинь и прилегающие к нему районы - это одно из немногих мест девственной нетронутой природы. Следы пребывания человека исчезают парктически на глазах, миграцию по лесовозным дорогам можно в расчет не принимать, а заброска в этот район достаточно трудоемка, чтобы защитить его от всякой шантрапы. Да, к сожалению, на белом кальците при входе в пещеру 22-х все таки есть надписи. Но, по сравнению с другими доступными со спортивной точки зрения пещерами, пещера 22-х - это ИМХО одна из самы замечательных и красивейших пещер Башкирии и южного Урала.
Фотографии могут лишь пробудить любопытство, получить представление о пещере можно лишь побывав в ней, пройдя осторожно и затаив дыхание. как по природному музею, оставив после себя все ТАК как и было до тебя.
Эти места интересны в общем то не столько Туристам, которые должны "приехать на место" и "отснять на память красивый вид". Эти места будут интересны людям, которые выезжают просто ПОЖИТЬ в лесу, оторваться от нашей безумной и суетной жизни, устроить себе небольшую сенсорную депривацию, очистить душу и сердце, понять насколько все-таки мал человек по сравнению с природой и как быстро она о нем забывает после того, как человек уходит, оценить, что не газ и не нефть, а дикая нетронутая природа в полутора часах езды от города - это то самое богатство, которое еще есть у нас, и которого практически не осталось у прочего цивилизованного мира.
Дорога Сухая Атя - Икинь.
http://video.nedoma.ru/4993?album_id=1363
Дорога в пещ. 22-х.
http://video.nedoma.ru/4994
Дорога с Икиня обратно в Сухую Атю.
http://video.nedoma.ru/4995
Фотографии пещ. 22-х
http://s1038.photobucket.com/albums/a461/KudrjashovAI/Cave%20of%2022/
(Встроенный код не работает. И после перехода в режим изменения получаешь "пустую" тему.)
Suzuki Jimny, JB23W, 660, AT, в стоке.
Удача любит упорных, но не забудь, что тебя ждут дома ....