Некоторые размышления о проходимости (записей: 3)

  • Аватар профиля Night_Ghost Night_Ghost287 пунктов в 13 г., 7 мес. назад
    ...в частности, и транспорте вообще.

    А для начала - определимся с терминами. Что мы понимаем под словом проходимость? Безусловно, наличие лебедки, домкрата и трапов позволяет вызволить застрявшую машину, но какое это имеет отношение к проходимости? Затолкаем четырех крепких мужиков в Оку - так они где угодно ее на руках протащат :) - но это же не значит что у Оки выросла проходимость!
      Поэтому говорить о проходимости стоит лишь в режиме "из А в Б не выходя из машины", то есть о "проезжаемости". И в таком случае оказывается, что на эту "проезжаемость" влияет совсем немного факторов: а именно параметры колеса и передаваемая колесом на грунт нагрузка.
    Если с нагрузкой все понятно - чем меньше тем лучше, то влияние различных параметров колеса существенно зависит от грунта. Однако если не рассматривать ситуацию "тонкий слой грязи на твердом основании", то оказывается что увеличивать диаметр выгоднее, чем ширину: с ростом диаметра не только растет пятно контакта, но и уменьшается угол выезда из продавленой колесом ямки.

    Монстра колесатаяНо увеличивать диаметр колеса мешают не только компоновочные соображения, но и увеличивающийся момент, передаваемый трансмиссией: чтобы крутить колесо вдвое большего диаметра, нужно передать вдвое больший момент, а значит нужны более толстые валы, более могучие шестерни... Все это железо начинает больше весить, съедая выигрыш от роста колеса - так что приходится увеличивать еще больше, ставить более мощный мотор...
      СТОП! Это тупиковый путь - на каждой итерации роста собственно цель - проходимость - становится все дальше. А все дело в так называемом законе "куб - квадрат": с ростом размера прочность и опора растут квадратично (сечение), а объем и масса кубично. Поэтому-то слон не может прыгать :)


    вездеходик АргоНеужели выхода нет? Давайте отвлечемся от колес и посмотрим на гусеничную технику.  Вот уж где "проезжаемость" в полный рост! За счет чего? Не только за счет развитых грунтозацепов - гусеницу можно также рассматривать как цепной привод, вращающий все колеса совместно, то есть некий кинематический элемент трансмиссии оказывается вынесен наружу. А можно ли нечто такое сделать в колесной технике? Оказывается, не только можно, но и давно делается! И канадские вездеходики Арго, и "чебураторы" Алексея Гаргашьяна имеют именно цепной привод колес! И при этом отличаются отменной проходимостью.

    Вездеход Тром8Но цепь - это железо, смазка, грязь и капризность, как насчет других видов передач? Шестерни, фрикционы?  Фрикцион в данной роли кажется вообще идеалом - не требует смазки, нечему ломаться... и именно на основе фрикционной пары и построены самые проходимые ныне колесные машины - Странник и Тром8. Последний спокойно едет по моховому болоту с открытыми "окнами", по которому человек передвигаться не может, имея давление на грунт 0,05кг/см2.

    УнимогШестерни же, требуя для работы закрытого кожуха со смазкой, используются в бортовых редукторах военной техники: редукторные мосты у Унимога, военной версии УАЗа. Отдельные колесные редукторы при независимой подвеске колес использованы в Хаммере (оригинальном военном, H1) и... ЛУАЗе!

    Хаммер и ЛУАЗДа-да, эта смешная маленькая коробочка на маленьких смешных колесиках - потомок довольно знаменитой военной амфибии, Транспортера Переднего Края, и сохранил его схему трансмиссии. А ведь в послевоенном Советском Союзе на вооружение что попало не принимали, и параметры машины в те годы превосходили лучшие образцы "вражеской" техники. Да и сейчас старичок-ЛУАЗ легко даст фору именитым джипам :)

    С характеристикой ТПК можно ознакомиться тут, там же есть фотографии гражданского применения этой военной амфибии.
     

  • Аватар профиля Night_Ghost Night_Ghost287 пунктов в 13 г., 7 мес. назад
    В документы выложена книга "Вождение автомобилей высокой проходимости". Крайне рекомендуется всем, особенно начинающим.
  • Аватар профиля Night_Ghost Night_Ghost287 пунктов в 12 г. назад

    Прошел год, и половины файлов уже нет на своих местах :( Попробую восстановить. Это - Тром 8*8

    Тром 8*8

     К сожалению, того чудища что был на картинке "монстра колесатая" найти не удалось, это более топорно сделано, но тоже дает некое представление об этой  тупиковой ветви эволюции.

    большие колеса

← Форум группы   Все форумы К последней записи
Постов на странице:

Вы автоматически вступите в эту группу, когда ответите в теме.

Добавить ответ:

-
Рейтинг@Mail.ru