При путешествии на машине, особенно одним экипажем, от исправности машины зависит не только успех самого путешествия, но порой и собственное здоровье: поломаться в поле при температуре -40 весьма неприятно. Поэтому подход к выбору возимого с собой инструмента и запчастей может быть даже важнее, чем выбор медикаментов в аптечку.
(Замечу в скобках, что весь последующий текст написан в предположении, что кто-то из экипажа знает устройство своего автомобиля, и в состоянии как диагностировать поломку, так и устранить ее самостоятельно. Если же это не так, то список ЗИПа сокращается до 2х предметов - спутникового телефона с навигатором для вызова эвакуатора, и пачки денег).
Итак. начнем.
И начнем с подготовки перед выездом. Потому что некоторых неприятных проблем, случающихся в пути, можно избежать профилактически.
0. Оставим за скобками собственно подготовку автомобиля - все же это в первую очередь дело вкуса: кто-то не мыслит путешествий без силовых бамперов и огромного багажника на крыше, а кому-то достаточно одной сумки со шмотками. Также подготовка сильно зависит от климата региона путешествия - если едем в Казахстан или Сахару то будет необходим кондиционер, а при поездках по тундре окажется гораздо полезнее автономный обогреватель. Но есть одно общее требование:
1. машина должна быть исправной. Никаких "вот вернусь и починю", "возьму с собой и если что поменяю", и тому подобных отмазок - если есть известная проблема, то ее нужно решить заблаговременно. В дороге может неожиданно обнаружиться, что взятая для замены запчасть не подходит на место старой, или вОвсе не работает (к сожалению, новое не значит хорошее...). Да и вылезти проблема может в самый неподходящий момент, например на середине реки.
2. перед выездом стОит оттормозиться юзом с ~30кмч. Это выявит накопившиеся проблемы в тормозной магистрали - потрескавшиеся шланги, стертые колодки, треснувшие барабаны.
3. И обязательно проверить по списку весь ЗИП. Ибо мало знать, что железку надо брать с собой - она еще должна быть с собой Не вернувшийся на место ключ популярного размера может принести в дороге много неприятных минут.
Инструмент.
В идеале, неплохо было бы иметь с собой всяческие съемники, оправки и прочие приятные мелочи, облегчающие нам жизнь - но тогда придется возить с собой весь гараж, поэтому берем только те, которые нельзя заменить "русским ключом" - молотком и зубилом/бородком.
Обязательно нужен набор ключей, например рожковые всех встречающихся в машине размеров, плюс два набора головок - мелкие на квадрат 1/8 и крупные на квадрат 1/2, а также универсальная отвертка с набором битов и гибким удлиннителем. Если к машине есть какие-либо спецключи (например для сливных пробок) - то берем и их. Также полезны несколько трубчатых ключей, например 8-10, 13-17 и свечной - не только как ключи, но и как трубчатые оправки.
Безусловно, в поездку "на соседнюю речку" все перечисленное брать не обязательно - можно выбраться в цивилизацию и пешком, но на мой взгляд тут лучше не экономить.
Несмотря на то что мы уже взяли набор ключей, крайне желательно взять еще и разводной ключ, желательно самозажимной. Он выручит если надо удерживать трубу, или если обычный ключ пришел в негодность.
Всегда пригодятся пассатижи с кусачками, им для компании неплохо иметь круглогубцы - и стопорную шайбу снять/надеть, и кончики пружинки завить.
Обязательно берем ключ - "рыбка" для штуцеров тормозной магистрали и прокачного штуцера.
Молотки - стальной грамм на 100, и свинцовый примерно на килограмм. Свинцовый хорош тем, что им можно стучать по всяким валам, подшипникам и прочему, не опасаясь их испортить.
Железная мелочь - бородок, зубило, пара надфилей, "ковырикл" (острая гнутая железка с ручкой, незаменима для установки/снятия тормозных пружин, манжет, и прочих подобных дел), и пару монтажных лопаток. Да, в городе для колесных работ есть шиномонтаж - а что делать в дороге?
Универсальный ЗИП.
Второй аккумулятор, желательно подключаемый к бортсети для зарядки и отключеный при заглушеном моторе.
Винтовые хомуты - по паре каждого размера, куски бензошланга, метр мягкой стальной проволоки, изолента, лампочки, предохранители.
Болты, шайбы, гровера, гайки - штук по 5 популярных размеров.
Несколько штук реле.
Домкрат (при отсутствии хайджка), упоры, колесный ключ.
Колесная аптечка - по паре грибков, заплаток для камеры и для боковых порезов.
Провода - несколько мотков метра по три тонких разных цветов, и три метра толстого (сечение 12-20мм2). Контакты к ним (серии К2 и К3) "папа" и "мама" по десятку, а также паятельный набор - газовая горелка, припой, баночка флюса и мелкие пассатижи.
Запас разных жидкостей - баночка тормозухи, моторное масло (в количестве минимум половина моторного объема), трансмиссионное масло (литр), резервный бензин.
Топливный фильтр.
Силиконовый герметик и "холодная сварка".
И совершенно универсальная вещь - крышка для пластиковой бутылки со шуцером 6мм и кусок шланга. Позволит и карб продуть, и бензонасос заменить, и тормоза без помощника прокачать, и прочая прочая.
Крайне полезным может оказаться набор из легкого бензогенератора и сварочного инвертера, надо только заранее проверить чтобы они могли совместно работать - иногда бывают проблемы. К ним в комплекте нужны будут электроды (лучше 2.5мм) и несколько кусков уголка.
Запчасти.
Тут, конечно, все зависит от машины, если вкратце - то брать то, что когда-либо ломалось у вас, или доводилось слышать что ломалось у кого-либо. Но вот ремни мотора (два комплекта!) и полный комплект гидравлических шлангов плюс кусок медной трубки с установленными штуцерами тормозной магистрали обязательны всегда.
Подшипники генератора, щетки стартера. Выпрямительный мост генератора.
Тормозной цилиндр (два если разные), манжеты к главным цилиндрам тормозов и сцепления.
Набор свечей (для бензинки).
Если хоть краем уха доводилось слышать про поломки - то подшипники ходовой, или ступичный узел в сборе.
Моторная электроника - весь комплект. Коммутатор и датчик холла для карбюраторных, или контроллер, дпкв и форсунка для инжекторных.
Комплект соленоидов для лебедки.
(продолжение следует)