В стародавние времена был широко распространен способ вытаскивания застрявшего транспорта с помощью веревки (троса) и двух палок. Потом по мере строительства дорог народные способы были забыты, и сейчас если нет с собой лебедки то остается только идти за трактором. И совершенно зря! Все необходимое, кроме самого троса, можно найти в ближайшем лесу.
Итак, метОда. Трос цепляем к машине и на всю длину - к дереву, до куда достанет. Берем две палки потолще (для Нивы достаточно толщиной 4см), первую из них затачиваем (нож-то с собой есть?) и вбиваем неглубоко рядом с тросом, примерно посередине. Второй же зацепляем петлю троса, и начинаем наматывать на первую палку. Схематично я попробовал нарисовать это на картинке:
Первая палка работает тут как вал лебедки, а вторая - как ворот. Усилия со стороны троса на палку почти скомпенсированы, и действует лишь небольшое поворачивающее из-за несовпадения тросов. Одно но - при этом палка №1 тоже пытается передвигаться к дереву, и ее по мере вытаскивания приходится переставлять. Поэтому способ лучше несколько доработать, и для этого нам понадобится блок.
На рисунке видно, что блок крепится к дереву, и на палку наматывается одно из плечей троса. За счет блока палка №1 остается неподвижной, поэтому ее можно забить поглубже и не поддерживать - а значит обойтись без помощника.
Вытаскивание по второму способу не раз меня выручало в долебедочную эпоху.