Н.Новгород — Муром.
Утро. Завтракаем и выезжаем в сторону Мурома вдоль Оки.
Открылась интересная особенность автопутешествия. Казалось бы дорога тебя ни к чему не обязывает: куда хочешь туда и едешь. А нет! Дорога чем то напоминает реку. Если хочешь попасть в какое то интересное место, то надо или запланировать остановку заранее, или вовремя его заметить и затормозить. В противном случае дорога уносит тебя дальше и прочь не хуже любой реки.
Практически сразу после выезда из Нижнего Новгорода по правой стороне дороги открывается отличный панорамный вид на спуск к Оке и на реку. Мы его проскочили, понадеялись, что дальше найдем еще. А зря !
Дорога между Нижним Новгородом и Муромом на мой взгляд просто идеальная.Несмотря на то, что она не является федеральной трассой, пролегает не по самому простому рельефу с постоянными подъемами и спусками, оврагами, озерами, реками и ручьями, проходит через небольшие населенные пункты, оставляя крупные в стороне, находится не в самой благодатной климатической зоне, это, пожалуй, был самый лучший участок дороги, по которому мы проехали. И, если дороги у нас в стране прочно связаны с дураками, то здесь дураки явно не прижились. Все сделано качественно, тщательно,с любовью и заботой о людях. Теперь, если мне скажут, что в России качественные дороги поддерживать невозможно, я знаю куда отправить этих граждан на экскурсию.
Очень много воды ! Реки и ручьи, озера и запруды — все живое и чистое, заболоченных участков очень мало. Во всяком случае вдоль дороги. По мере продвижения пытались сравнивать с башкирскими реками: Дема, Инзер, Сим, Уфимка, Белая. Так вот надо отметить, что мелкие реки, причем именно реки, а не отмечающие их русло овраги, - это как минимум Дема, а то и Инзер в верхнем течении ! Вода холодная. Несколько раз пытались искупаться в небольших реках — оказалось весьма прохладно.
Первый пункт намеченной нами программы — усадьба Шереметевых в Лазарево недалеко от Богородска. Усадьба производит впечатление мощного и хорошо продуманного архитектурного ансамбля. Из Интернет источников мы прочитали, что всего за несколько лет овражная система с одним прудом была превращена в сложную водную систему с четырьмя прудами. Усадьба упоминается в произведениях П.И. Мельникова-Печерского и И.С. Рукавишникова.
Даже сегодня, несмотря на полуразрушенное состояние и запустение архитектурный ансамбль производит очень сильное впечатление. Впечатление усиливается тем, что совсем рядом с постройками живут местные жители, фактически кое-как сводящие концы с концами. А казалось бы есть стены, выдержавшие не одно столетие, почему бы не достроить и не жить дальше ? Странная штука — жизнь.
Впрочем усадьба в Лазарево — не одинока. Такое «мемориальное» по Гумилеву состояние общества втречается практически повсеместно в российской глубинке.
Усадьба окружена парком, который сегодня уже, наверное, превратился в лес. Но весною, когда молодая поросль еще не заполонила лесную чащу, в парке можно найти остатки бывшего здесь когда-то ботанического сада.
К усадьбе ведут несколько дорог. Фактически надо сворачивать налево сразу же не заезжая собственно в Лазарево. Но это мы знаем теперь. А так мы заехали в деревню. Узнали у местных как нам через лес подняться к усадьбе, потому что основная дорога из деревни заросла и по ней очень давно никто не ездит. Поразило сказанное: «Барский дом». Было это произнесено так, как будто и не было Революции, 70 лет Советской власти, как быдто барин с семьей всего несколько лет как покинул эти места, оставив село и свою усадьбу на волю времени и случаю.
Выезжая из девевни, посмотрели памятникам погибшим односельчанам. Такие памятники стоят практически в каждой даже самой небольшой деревне или поселке. Глядя на них, снова и снова осознаешь ту страшную цену, что заплатило за нашу жизнь старшее поколение.
Следующая точка нашего маршрута — усадьба Александра Дмитриевича Улыбышева в селе Лукино, основателя первого в Нижнем новгороде музыкального кружка, автора биографий Моцарта и Бетховена, музыкальных обозоров.
Усадьба расположена на высоком берегу реки Кудьмы. И даже сегодня, несмотря на активную застройку окрестностей дачами и садами, гордо возвышается над окружающей местностью. На территории усадьбы расположен действующий храм. Село предстает котрастом чахлых деревенских домов, мощнейшей газификации и общественного телефона прямо напротив ворот храма. От прежней планировки парка усадьбы практически ничего не осталось. Фактически, единственное, что еще позволяет усадьбе сохранится — это действующий храм. Местные жители сказали, что там вроде бы даже расположен монастырь, только они не знают мужской он или женский.
Увидев наши номера, нас спросили: «Откуда мы едем ?». Услышав ответ: «Из Башкирии», - сказали: «Да, бывали мы у Вас в Бурятии ...». Спорить мы не стали. В Бурятии, так в Бурятии.
Рядос с селом Лукино в лесу, по дороге через поле, расположен святой источник. Говорят, что за водой сюда ездят из самого Нижнего Новгорода. Родник изливается через любовно выстроенные и ухоженные купальни, отдельно сделан выход для желающих просто набрать собой воды. И все это в общем то в достаточно далекой сельской глуши.
Дальше по пути сделали небольшую остановку на реке Кишма. Недалеко от Свято-Троицкого Островоезерского монастыря, расположенного на одном из островов Ворсменского озера. В настоящее время идет активное восстановление архитектурного ансамбля монастыря.
По мере продвидения в глубь России возникает ощущение, что вокруг одни только храмы и монастыри. Но, дело в том, что храмы и монастыри играли в жизни народа в те далекие врмена очень важную роль. Это были не только места совершения религиозных обрядов, но и, в преимущественно аграрной стране, это были центры концетрации ремесел, торговли и обороны от внешних врагов. Некоторые храмы и монастыри больше напоминают крепости, чем благочинные соборы. Такие уж были сложные тогда времена. И Свято-Троицкий островной монастырь — не исключение.
Вода, несмотря на жаркую погоду, оказалась достаточно холодной для купания. Зато мы обнаружили «юбилейный» пост ГИБДД и замечательный гостиный дом «Медведь», выполненный в стиле древнего острога. Двигаясь все дальше дальше в российскую глубинку, не перестаешь удивляться фантазии и предприимчивости народа. Точнее сказать, люди делятся на две категории: либо это люди увлеченные, стремящиеся самое простое дело превратить почти в сказку, либо плюнувшие на все и живущие практически натуральным хозяйством. Причем, не могу сказать, что инициатива и предприимчивость встречаются исключительно на туристических маршрутах. К примеру, не думаю, что данный монастырь является таким уж местом поломничества туристов. Просто люди — разные.
Апофеоз гражданской предприимчивости — это Углич. Но, об этом позже.
Следующая точка нашего маршрута — озеро Святое Дедовское Навашинского района Нижегородской области. Если ехать в сторону Мурома, то поварачивать в сторону озера нужно проехав село Коробково. Практически до самого озера проходит вполне приличная асфальтовая дорога. На берегу озера расположен детский лагерь и оздоровительная летняя турбаза, цены просто смешные. Если каким то образом получить путевку, то дорога до турбазы и проживание обойдутся дешевле, чем поездка в башкирские санатории. Есть дикие пляжи, но лучше пройти через турбазу, ворота там не закрываются.
Озеро является крупнейшим в нижегородской области карстовым озером. По легенде священным считается из за своей формы, напоминающей человека. Правда, уидеть это можно только, как минимум с высоты птичьего полета, а свое название озеро получило задолго до появления летательных аппаратов. Соответственно, можно оценить уровень существовавшей в те далекие времена картографии.
Несмотря на свое карстовое происхождение, вода в озере оказалась на удивление теплой и хорошо прогретой. Пляж из мелкого песка. Соответственно на окружающих песчанных склонах привольно раскинулся хвойный сосновый лес. Озеро пользуется просто бешеной популярностью, никаких КПП, ОМНОа, дружинников — не замечено. Тем не менее, вокруг озера удивительно ЧИСТО ! Все таки люди очень — разные.
Suzuki Jimny, JB23W, 660, AT, в стоке.
Удача любит упорных, но не забудь, что тебя ждут дома ....