Шелковый путь... Что о нем мы знаем? Воображение сразу же рисует нам песчаные дюны и нескончаемые караваны верблюдов, которые бредут по пустыне, нагруженные богатыми товарами... Две тысячи лет назад это был не мираж, а реальность.
Великий Шелковый Путь протянулся на тысячи километров, ведя караваны и по палящим пустыням, и по живописным оазисам, и по горным перевалам. На протяжении пути возникали, расцветали и опустошались города и целые цивилизации. Веками шумели разноязычные, восточные базары, сотни лет по пыльным караванным дорогам везли купцы для продажи европейцам драгоценные шелка и каменья, пряности и красители, золото и серебро, экзотических птиц и зверей.
Можно сказать, что Великий Шелковый Путь - это грандиозный торговый маршрут, соеденивший Восток и Запад и ставший причиной множества уникальных городов, исторических памятников, обычаев и государств.
Давайте углубимся в историю того времени...
Великий Шелковый Путь - одно из наиболее значимых достижений в истории мировой цивилизации, возник во II веке до н.э. и просуществовал до конца XVII века н.э., до открытия морского пути из Персидского залива в Китай. До II века до н.э. путь из Европы в Азию обрывался у границ Китая, так как горные системы Азии - Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Каракоум, Гиндукуш, Гималаи - скрывали древнейшую китайскую цилизацию от остального мира. Открыть богатейшее западное направление помог случай. Одно из кочевых союзных Китаю племен было вытеснено другим племенем, открыто враждебным Китаю. Бывший союзник ушел на Запад. Китайский император послал вдогонку посольство во главе с Чжан Цянем. Пройдя тяжелейшую пустныю Такла-Макан, горы Тянь-Шаня, пережив десятилетний плен, Чжан Цянь нашел бывших союзников в оазисах Средней Азии. Чжан Цянь был поражен увиденным: только в Ферганской долине он насчитал более 70 больших и малых городских поселений с развитым ремеслом, земледелием. Жители городов - оазисов вели широкую торговлю с Индией, Ближним и Средним Востоком, античным миром. Возвратившись в Китай, Чжан Цянь рассказал императору о странах к западу от Китая, о том, чем они богаты. Сообщил о породистых «крылатых» конях Давани, не идущих ни в какое сравнение с мелкими китайскими лошадками. Император тут же захотел иметь таких лошадей, так как обладание ими давало огромные преимущества в борьбе против кочевников. Вскоре в Среднюю Азию были отправлены посольства. Среди прочих даров они везли китайский шелк.
Так встретились древние цивилизации Средней Азии и Китая, а позже Средиземноморских стран и Индии. Сошлись в единое целое две великие дороги. Одна, шедшая с Запада, из стран Средиземноморья в Среднюю Азию, разведанная и пройденная греками в процессе походов Александра Македонского. Другая, ведущая с Востока, из Ханьской империи в Центральную Азию, разведанная Чжан Цянем, который прошел эту область с севера на юг через Давань, Кангюй, Согд, Бактрию.
С древних времен три ветки Шелкового пути стали не только дорогами торговли, соединившими две столь непохожие цивилизации - Восток и Запад, но и проводниками культур, наук, технологий и религий. С караванами часто шли поэты, писатели, философы и паломники. Они приносили с собой свои традиции, культуру и религии. Влияние Шелкового пути дает объяснение феномену появления в среднеазиатском регионе зороастризма, буддизма, христианства и мусульманства.
Под влиянием Китая в Центральной Азии стало развиваться шелководство и бумагоделанье, а Китай в свою очередь воспринял от Центральной Азии культивирование винограда, люцерны, лука, хлопка, граната, грецкого ореха, фигового дерева и огурцов.
На пути караванов возникали и расцветали торгово-ремесленные поселения, караван-сараи, богатые города: Мерв в Туркмении, Бухара, Самарканд, Ургенч, Хива - в Узбекистане, Отрар, Туркестан, Тараз, Испеджаб - в Казахстане, Джуль, Суяб, Новокент, Баласагун, Борскоон, Таш-Рабат, Ош, Узген - в Киргизии. Одни из них канули в вечность, оставив потомкам лишь безымянные развалины, другие не раз полыхали в огне и погибали, но возрождались вновь, чтобы поразить мир богатством, синевой куполов и ажурной терракотовой вязью мавзолеев и мечетей.
Путешествие по Великому Шелковому пути было очень длительным, преисполнено трудностей и опасностей. Только чистое время в пути для каравана, шедшего от северных берегов Каспийского моря в Пекин составляло не менее 260 дней, а с учетом стоянок занимало более года.
Шелковый путь прекратил свое существование с открытием новых морских путей в Индию и Китай. Почти все средневековые города были разрушены. Лишь кочевники с отарами овец и табунами лошадей остались на этой территории - легендарной земле руин и воспоминаний о великой эпохе...