Как я провел отпуск (сочинение с джиперским уклоном) Часть 1
3 февраля 2015, 00:53 | Анархотуризм, Мы Автор: leshak
Было это году в 13. Вырисовалась неделя отпуска...
Предисловие. Поскольку как обычно перед выездом все кандидаты куда-то пропали, количество свободных рук в этом путешествии было ограничено (водитель за руль держится, а штурман в карты играет) и от природной лени доставать и укладывать аппаратуру (а она почему-то все время летает по машине) репортажных картинок очень мало (а две видеокамеры даже не расчехляли - каюсь). Каароче - попытаюсь описать словами:
День 1. По прогнозам погоды решили пройти маршрут в обратную сторону - так надежнее. Начитавшись страшилок встал вопрос по колесам - надо! Просмотр фото-видео отчетов показал - баловство это все. Выбрали компромисс - старенькая дорожная на ноги, комплект оффроада в машину (благо пустая), заодно и задница загрузится и летать ничё не будет. Сборы, неотложные дела, закупки, чет забыли, чет не успели - в 21.00 выехали. Задача ставилась посмотреть Уфу не толкаясь в пробках - то бишь утром. Стандартная дорога, покимарили в Боярке (паром ночью редко ходит), ночной Нефтекамск, какие-то деревни, заправки, дорога, холодно (включили печку), опять дорога... Заехали за посадку, уснули сидя (вернее уснули - заехали). Ляжешь - проспишь долго.
Утро, светло, Бирск, заправка, Уфа... С учетом разницы в 2 часа до пробок не успели - полноценной экскурсии не получилось. Оренбургская трасса, пирожки в Булгаково, там же прикупили арбуз. Едем дальше, куда-то сворачиваем (я не парюсь - штурман же есть), озеро Белое. Живописненько так, но желания купаться температура не вызывает. Дно топкое - тапочки еле вытащил. Завтрак. Спааать...
Будем считать день 2. Проснулись. Руки тянутся к аппарату... Утренний (или обеденный) туалет - вперед...
Красноусольский. Поселок немаленький, по уральски раскинутый между горами ещё не назовешь. Любопытство вызвал курорт. Каждому своё, но в наши жизненные понятия это не вписывается. Сотни машин, тысячи народу стоящие, лежащие, сидящие, ходящие задевая друг друга локтями и трущиеся задницами. Всё огорожено, расписано где чё можно, где низяя. Очередищи, чтоб набрать целебной и типа священной воды разных видов, или окунуться в нее - быстренько убрались. Для справки: из этой же горы за территорией течет множество различных источников (говорят с разным составом) к которым свободно можно подъехать-подойти.
Едем дальше уже без асфальта. Мендым, Толпарово. Нормальные такие горные дороги (на картах почему-то частично отсутствуют) со знаками, километровыми столбами, аварийными съездами и предупреждениями. Толпарово - ландшафтный парк. Сюда ходит автобус. Тусовое место на реке Зилим. Запоздалые сплавщики (воды уже нет), джиперы, отдыхающие. Уверенно проезжаем по шикарной горной дороге постепенно переходящей в прорубленное и отсыпанное в горах полотно уровня федералки, но почему-то заброшенное. "Дорога пчеловодов" и памятник социализму.
15 километров дороги никуда упираются в тайгу. Все заросшее цветами и малиной, через каждые полкилометра пасеки с десятками ульев, народ качает мед, собирает ягоды. Уперлись в последнюю пасеку. "Куда дорога? Дальше что?" - "Все! Тупик. Вы не первые такие". Любезно предложили попить чайку с медом. Но как-то есть медок в окружении ульев и сплошном жужжании желания не возникло.
Возвращаемся в деревню. Нашли место среди палаточно-автомобильных стойбишь. Обед на берегу Зилима.
О полезности карт и навигаторов в таких местах вопрос спорный. Начинаем соцопрос. Анализ народных мнений подсказывает - проехать можно..."в ... году", "с пилой", "через", "перевал", "тяжело", "на УАЗе - не знай", "можно"... Уходим по какой-то дорожке в леса. Развилка. Звук машины. "Туда?"-"Ага". Сенокосная колея с примятой травой и лужами. То ли покос, то ли деревня один дом. "Инзер где?"-"Туда". "Проедем?"-"Вон УАЗик пошел". В лесу скрылась машина. Через километр на подъеме среди леса рядом с "дорогой" стоит УАЗ. Не свалился в болото потому, что в пень уперся. Остановились. "Выташите?" - "Не знай...Попробуем!" Передок, пониженка, буксуют все:"Хрясь!"-трос. Перевязались. Ещё раз. Пошла, родимая! "Куда?" - "Спасибо, мужики! В Инзер. Я всегда тут езжу" (бодро, но с терпким перегаром). Поехали. УАЗик догоняет - легче он - пропустили и за ним. Повезло! Ни за что б не подумал, что эта едва заметная в траве и плутающая между деревьями и камнями тропинка идущая по болотам и перевалам - дорога. 1-2 пониженка, раздвигая мордой кусты, зеркала сложены, задние свесы замяты, бока - как кошки скреблись... Но, надо отдать должное, валежник везде пропилен - содержат дорогу! Долго-ли, коротко-ли - вершина перевала. Мужики стоят курят, по телефону говорят (здесь связь есть). "Вон вершину видите? (меж деревьями панорама просматривается) Оттуда едем. Тут вниз 3 км, там дорога. Спасибо, мужики, счастливо!" Вниз попроще - пониженка, тормоз. Выехали! Стоим в карты играем - надо врубиться где мы. Догоняет УАЗ, тормозит, машем рукой - "Все ОК!"
До Инзера долетели махом.
Федералка аж 3 км. Снова карты, навигатор - в лес. "Дорог" море. И проехать-то надо, и машину порвать не хочется, и солнце садиться. Туда - не туда - болото - обратно. Вроде туда, темнеет, грязь, буксуем, поляна, трава по пояс, спать...
День 3. Проснулись. Тень, роса. В мокрую траву выходить неприятно - снова на дорогу, на горку, ближе к солнцу. Чай, зубочистка, игра в карты... Отчет джиперов 200... года предлагает свернуть с проторенной лесовозной глиняной (с признаками гравия местами) дороги. Жаль! Тут и колея-то ниже колена даже... Альтернатива опознается в лесу по просеке. Даже лесом еще не поросла, но травку похоже с того самого 200... года никто не мял. Главное в траве болотину не проглядеть. Едем неспеша, глазами пялимся - солнце по просеке в морду. Болотина - останавливаться поздно, тапка в пол, сходу приходиться решать развилка напра-нале... Прошли! Дорога на подъем пошла. Колея в травке просматривается нехилая, да и валежник появляется. Пешая разведка с километр, попутно разгребание валежника - можно, если осторожно. В колеях сухо, но "вам по пояс будет" (чем такую нарыть можно?) Взялся за пилу, каюсь, пришлось спилить пару липок живых. Тихонько, аккуратно, по кромочкам вышли на горку. Вниз проще, но с грязью местами. Колея хорошая - и мостом не задевает и по боковому уклону скатываться не дает. Впереди просвет. Счастье! Газопровод! (по картам выход на него с трассы так и не нашли) Глина с камнями, после дождя минимум пара дней прошла - кааароче автобан аж с километровыми столбами. Дальше даже штурман начал угадывать куда мы едем.
Добрались до железки, вдоль неё до Айгира вообще дорога для среднестатистического водителя. Да, лужи там, но шноркель не надо и дно каменистое.
Доехали до порогов. Может по большой воде и пороги, но сейчас просто камни в реке и вода журчит. Короткие сборы. Одежда, обувь, вода, рюкзачёк, аппаратура... На минуту снимаю свои традиционные очки и напарываюсь глазом на ветку (правым рабочим). Сразу вспоминается спиленная липка (у лешаков свои поверия). Глаз целый, но не совсем дееспособный. Ну не обратно же ехать - идем в горы. Горы, воздух, высота, красота, ветер, лето, страшно, больно, одышка, жарко, холодно, просторы, перспектива, скользко, твердо, пить, снова больно, снова красота...
Спустились, доехали до станции, посмотрели деревушку, база строится, молодежь отдыхает, железнодорожники работают. Прогулялись по речке. Для купания и середины июля как-то прохладненько. Змеи греющиеся на камнях отбили дальнейшее желание к прогулке. Вареная картошечка с салатиком и консервами на солнышке у подножья горы под журчание речки и изредка проходящие поезда... Арбуз посчитали лишним, приберегли до лучших времен.
И обратно вдоль железки по лужам, по бродам через речушки и М.Инзер до Ревети.
Там в планах было подъехать максимально близко к М.Ямантау и подняться, но почему-то от центральной усадьбы Южноуральского заповедника все дороги на территорию перекрыты. Выехали на федералку - с неё тоже. Всеж объехав загородь с "Низяя!!! Штраф 2000 р" поплутали по старым просекам, но поскольку "низзя" давно и серьезно, все заросло, и надежда куда-нить пробиться не утопив авто была задушена жабой отдавания 2000 р. Смирившись, благополучно проехали Белорецк любуясь закатными горными пейзажами и в соснячке с видом на розовые облака над Тирляном отошли ко сну...
С Толпарово до Инзера на буханке?! зачооот!!!